Изображение пользователя Марышев  С.А.
Проектно-аналитическая сессия в «Красновидово»
от Марышев С.А. - среда 12 ноября 2014, 17:58
 

Важнейшей частью Программы подготовки резерва управленческих кадров базового и перспективных уровней стало проведение проектно-аналитических сессий, нацеленных на обеспечение условий для подготовки итоговых проектных работ и    развитие у  участников Программы  навыков работы в команде.

Для представителей базового уровня резерва управленческих кадров проектно-аналитическая сессия была организована  в течение трех дней октября  в доме отдыха «Красновидово» МГУ имени М.В. Ломоносова. О  целях и результатах  сессии нашему сайту рассказала заместитель руководителя Программы, ученый секретарь факультета управления МГУ М.В. Кудина.

 

- Марианна Валерьевна, что входило в программу выездной сессии для представителей базового уровня резерва управленческих кадров?

 

-  Программа выездной сессии была очень насыщенной, при этом в ней можно выделить три основных блока: форсайт «Государство-2035» по методике Rapid Foresight, тренинги продвинутого уровня «Делегирование полномочий» и «Управление проектами», а также экскурсию  в музей-заповедник «Бородинское поле».

 

- Расскажите, пожалуйста, о том, что такое форсайт-сессия  и какие обучающие результаты она дает.

 

- Форсайт-технология была создана за рубежом 30 лет назад и активно используется как в сфере бизнеса, так и в сфере государственного управления.

Форсайт (от англ. Foresight — взгляд в будущее, предвидение) – это социальная технология, формат коммуникации, который позволяет участникам договориться по поводу образа будущего, а также, определив желаемый образ будущего, договориться о действиях в его контексте.

Традиционно различные форсайт-методы считаются частью  “исследования будущего” (future studies) и построения стратегий будущего.  Целью проведения сессии стало формирование совместного образа будущего государства в России в перспективе до 2035 года.

В качестве соисполнителей к проведению форсайта  были привлечены специалисты Центра стратегических инициатив под руководством В.В. Солодова.

 

- Как технологически проходила эта сессия?

 

- Перед началом сессии участники прослушали мастер-класс по технологии форсайта и возможностях ее применения в профессиональной деятельности.

Затем, на первом этапе, им  было предложено сформулировать основные функции государства, которые были сгруппированы в 3 ключевых блока, вокруг которых и строилась дальнейшая работа: вопросы качества человеческого капитала (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и связанные области), вопросы безопасности, регулирование (как одна из важнейших функций государства).

Работа в группах началась с формулировки трендов, которые определяют изменение основных характеристик государства. В среднем горизонте, по мнению участников,  все большее влияние на выполняемые государством функции будет оказывать растущая децентрализация  - с момента повсеместного внедрения интернета, IT-технологий и т.д.

В дальнем горизонте участники отметили рост востребованности связки интеллектуальной и ценностной составляющей, востребованность меритократической модели управления, а также распространение методов и принципов активного долголетия.

В ходе работы были сформированы три карты будущего – с нормативными актами, форматами работы и технологиями, которые потребуются в свете отмеченных группами трендов.

Для реализации нового формата работы, отображенного на карте будущего, участники прогнозировали необходимость применения технологий универсального единого идентификатора (карта, чип, ДНК и т.д.), которые на дальнем горизонте преобразуются в интегральную базу данных, где по единому идентификатору можно получать разрешительные документы.

При формировании карт был проведен этап «субъективации», когда участники нанесли на карты представителей ключевых заинтересованных групп и индивидов. В итоге была собрана сводная карта.

 

- Каким образом форсайт-сессия повлияла на работу участников Программы над своими итоговыми проектами?

 

- Форсайт-сессия позволила участникам пересмотреть свои итоговые групповые проекты, переориентироваться на «мышление из будущего» при решении текущих задач, а также «договориться» о желаемом образе будущего. Реализация подобных мероприятий в широком масштабе позволит вырастить из наиболее перспективных специалистов на государственной службе «агентов изменений», которые будут оказывать деятельную поддержку реформирования государственной гражданской службы.

 

-  Какие цели Вы ставили при организации и проведении тренингов?

 

-  Целью проведения тренингов продвинутого уровня «Делегирование полномочий» и «Управление проектами» было углубление знаний, расширение компетенций и закрепление у участников навыков лидерства, практики делегирования полномочий и ответственности, а также технологий проектной деятельнеости.

Для проведения тренингов были привлечены  ведущие специалисты-тренеры: Елена Сергеевна Яхонтова,  доктор социологических наук, кандидат философских наук, профессор кафедры корпоративного управления РАНХиГС при Президенте РФ, мастер наук в области разработки образовательных и тренинговых программ, и  Виталий Вячеславович Максимов,  кандидат экономических наук, председатель инжиниринговой и консалтинговой компании «ТРАНСПРОЕКТ», известный российский эксперт в области инвестиций и государственно-частного партнерства.

 

- Почему было принято решение провести сессии именно в «Красновидово»?

 

- Место проведения проектно-аналитической сессии для участников базового уровня было выбрано не случайно, поскольку это имело принципиальное значение для осознания слушателями места и роли государственной службы в системе государственного и муниципального управления России.

Дом отдыха МГУ «Красновидово» располагается  на северном берегу Можайского водохранилища и имеет богатую историю, связанную с такими именами как П.И. Чайковский, К.Ф. фон Мекк, С.Д. Шереметев, Г.К. Жуков и др.

 

- А как участники Программы отнеслись к экскурсии в Музей-заповедник «Бородинское поле»?

 

- Декан  ФГУ  В.А. Никонов неоднократно подчеркивал, что задача нашего факультета заключается не только в том, чтобы  давать знания и компетенции. Наша миссия – содействовать формированию у студентов и слушателей нравственных ориентиров, среди которых на первом месте – патриотизм, чувство долга и чести, ответственность, честность, достоинство.

 «Бородинское поле» - это святое место для всех россиян,  мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений. На территории музея-заповедника расположено более 200 памятников и памятных мест. И экскурсия произвела на участников Программы сильнейшее впечатление. По их словам, они смогли ощутить настоящее «дыхание истории»,   отдать дань уважения мужеству и героизму наших предков и, прочувствовав «времен связующую нить», в полной мере ощутить собственную ответственность за настоящее и будущее России.

 

Беседовала Т. Сухова